среда, 1 мая 2013 г.

Почему не все секты – секты


Слово «секта» в российской традиции давно имеет негативную окраску, и в этом, безусловно, заслуга христианства. Ведь до его победного прихода к духовной власти по всей Европе просвещенные греческие и римские ученые этим словом называли просто отдельные философские, этические, научные, политические школы, порой – свои собственные школы. Но потом какому-то из римских пап пришло в голову, что слова «секта» и ересь» - синонимы. С тех пор на Западе так и повелось.

А вот на Востоке все совершенно иначе. И в буддизме, и в индуизме сект в западном смысле этого слова нет и быть не может. А слово это – как это и было во всем дохристианском мире – указывает на одну из многих организованных традиций, имеющих своего основателя, являясь синонимом слова «школа».


В индуизме вообще нет какой-либо унифицированной, стандартной системы верований, закрепленной в каких-то догмах или «символе веры». Там нет даже центрального органа управления – ужас по меркам высокопоставленных адептов христианства – и, тем не менее, религия живет, объединяя свободных людей.

В буддизме любая школа полностью разделяет основную его доктрину - Четыре благородные истины. А если не разделяет – то это уже не буддистская школа. И - никаких ересей.

Вот так все по-восточному просто.

Кто такие сектоведы?

Бурный рост числа различных религиозных групп и течений в XX веке породил к жизни и движения, считающие своим долгом этот рост ограничить.

В США, впереди планеты всей, антикультовое движение (АКД) родилось в 70-х. В основе АКД лежало убеждение, что «культы» или «секты» практикуют «промывание мозгов», а основным методом «работы» стало «депрограммирование», то есть насильственное отлучение «жертвы» от привычной ему «культовой» идеологии, в том числе с применением истязаний. Неудивительно, что лекарство оказалось страшнее болезни. Некоторые сектоведы за свою бурную деятельность попали в тюрьмы. Движение сначала утратило поддержку средств массовой информации, потом – власти, потом - и церкви, и в настоящее время совсем утратило свою актуальность. Крупнейшая из организаций - Cult Awareness Network («Сеть информирования о культах») после судебного процесса, связанного с нарушением ею прав человека, прекратила свое официальное существование и ушла в подполье. Впрочем, и там ее не слышно и не видно.

Как бы то ни было, одного антикультовое движение добилось. А именно: создан и активно живет стереотип зловещего «культа», в обязательном порядке занимающегося «промывкой мозгов». Да и разработанные в США методики борьбы с сектами никуда не делись, и антикультовое движение обрело второе дыхание на территории Европы и в России. На поддержку европейских и отечественных (российских) сектоведов пошли и немалые финансовые средства американских организаций.

Наибольших успехов в Западной Европе антикультовое движение добилось во Франции. Там в 2001 году даже был принят специальный закон о «предупреждении и пресечении сектантских течений, ущемляющих права и основные свободы человека». А при правительстве появилась «Межминистерская комиссия по мониторингу и борьбе против сектантских злоупотреблений».  Кстати, Православная церковь во Франции тоже попала в разряд сектантских организаций.

Что касается России, то у нее, как обычно, особый путь.

Кто они – российские сектоведы?

В СССР сект не было, как не было секса и многого другого. Конечно, всякая религия воспринималась как реакционная сила (включая, разумеется, и РПЦ). Ну а с западными религиозными проявлениями борьбу не на жизнь, а на смерть вел Комитет Госбезопасности.

Так что реальное антисектантское движение в России стало проявляться лишь в начале 1990-х годов. Причем первыми сектоведами в нашей стране стали, как это ни удивительно, представители различных протестантских религиозных организаций. Видимо, надеясь, что уж ежели они в России против сектантов, то сами – ни разу не сектанты.

К концу советской власти в стране Российское антикультовое движение при поддержке западных «коллег» настолько окрепло, что даже сумело пролоббировать изменения в законе РФ «О свободе вероисповеданий», существенно ужесточив его по отношению к «новым» религиозным движениям и выделив особую роль православия.

К началу 90-х относят и начало своей деятельности в России сектоведа Александра Дворкина, в прошлом – хиппи, потом – эмигранта и последователя Гурждиева, в какой-то момент принявшего в США православие и попутно усвоившего методики американского антикультового движения. Сегодня Дворкин – заслуженный сектовед России № 1, ему, по его словам, принадлежит и авторство словосочетания «тоталитарная секта». В то же время на русский язык были переведены «труды» ведущих сектоведов Запада.

В 1993 году в антикультовое движение активно включилась и Русская Православная церковь, создав Информационно-консультационный центр имени священномученика Иринея Лионского, а затем приняв на Архиерейском соборе определение «О псевдохристианских сектах, язычестве и оккультизме». На сегодняшний день РПЦ активно поддерживает антисектантское движение, многие его представители удостоены высших церковных наград.

В 1996 году к теме подключилось государство: в Думе было принято постановление «Об опасных последствиях воздействия некоторых религиозных организаций на здоровье общества, семьи, граждан в России».

К счастью для многих, отечественные сектоведы заняты не только борьбой с чуждыми им религиями, но и междоусобными войнами: часть борцов с сектами (Сергей Иваненко, Михаил Сиверцев) обвиняет другую в излишней конфессиональной вовлеченности (камень в огород РПЦ), их противники (тот же Дворкин) обвиняют оппонентов в финансировании со стороны других, новых религиозных движений. Часть православных исследователей, в частности, Владимир Фёдоров и Роман Конь, критикует и тех и других за силовые методы решения вопросов, предлагая взамен «миссионерские методы». За это же российское антисектантское движение удостоилось критики со стороны Госдепартамента США (что, по нынешним временам, сыграло скорее в плюс).

Объективно - Россия в данный момент находится в списке стран, где наблюдаются проблемы в обеспечении религиозной свободы, причем, в части списка «особого внимания» - вместе с Афганистаном, Белоруссией, Кубой, Египтом, Индонезией, Сомали, Таджикистаном, Турцией и Венесуэлой. Такое вот замечательное соседство.

Комментариев нет:

Отправить комментарий