вторник, 30 апреля 2013 г.

Обет молчания, или О бесправии рядовых священников


Начальство есть,  как известно, везде: на производстве и в системе образования, в армии и правоохранительных органах, в госкорпорациях и частных фирмах.  Не исключение в этом смысле и церковь: структура РПЦ организована не хуже какого-нибудь силового ведомства. Там свой суд, своя финансовая система, свое, церковное, законодательство и высшее руководство. Выстроенная иерархия отводит каждому свою строго определенную роль и возможности.

О том, какие в России складываются отношения между начальством и подчиненными говорить не стоит. Принцип «я начальник – ты дурак» хорошо известен всем. К чему эти банальности? Все просто. Рядовые священники перед высшими сановниками РПЦ также бесправны, как бесправно у нас большинство подчиненных перед своими начальниками. Если кто-то из священнослужителей воспротивится официальной церковной политике и начнет отстаивать свою точку зрения, последствия не заставят себя ждать. Пример с диаконом Барановым в этом смысле один из самых показательных. Во время суда над «Пусси Райт» тамбовский священник открыто выступил против жесткой расправы над участницами группы. Разместил на своей странице в «Фейсбуке» открытое письмо, в котором в знак несогласия с судебным преследованием девушек и участием в этом процессе церкви попросил патриарха снять с себя сан. Также в письме он написал, что дорожит верой и не желает находиться в одной церкви с «лжецами, стяжателями и лицемерами».


Реакция патриархии превзошла все ожидания. Поначалу там заявили, что никакого диакона Баранова в Тамбове нет вообще. Но открещиваться от «еретика» было поздно, поскольку реальность священнослужителя на тот момент уже установили СМИ.  Не моргнув глазом, пресс-служба РПЦ издала новую «буллу», обвинив уже существующего диакона в пристрастии к спиртному «неблагоговейном отношении к святыням». После этого случая Баранова начали прессовать тамбовская епархия и люди в штатском. О ситуации тогда писала «Новая газета». Выяснив, что политикой диакон не интересуется, и что его уход из церкви - не спланированная идеологическая диверсия, а следование христианским заповедям, Баранова оставили в покое.

Заступничество за «Пусси Райт» вышло боком и отцу Дмитрию Свердлову, выразившему желание попросить у девушек прощение за ненависть со стороны православных. Священника запретили в служении на пять лет. Официальной причиной послужило «самовольное оставление прихода».

Эти истории попали в СМИ благодаря громкому поводу. Со сколькими такими барановыми и свердловыми, восставшими против официальной церковной политики по другим поводам РПЦ расправилась втихаря  –  одному Богу известно… 

В начале года в СМИ появилась информация о возможном создании в Татарстане церковного профсоюза, где у священников, имеющих на руках трудовой договор с РПЦ, появится возможность обжаловать свое увольнение в гражданском суде. Но развития темы пока не видно. Возможно, представление людей о церкви поменялось бы кардинальным образом, будь у каждого священника возможность высказать свое собственное мнение в отношении происходящих в стране событий. Однако в настоящий момент рядовые (и честные!) служители церкви в массе своей бесправны и безгласны.

Комментариев нет:

Отправить комментарий